понедельник, 4 мая 2015 г.

Как разбудить в ребенке любовь к поэзии



Зачем? С какой целью? Чтобы открыть для ребенка удивительный живописный мир поэзии. Или хотя бы, по минимуму, успешно освоить школьную программу по литературе, понять и почувствовать яркие образы и рифмы изучаемых стихотворений.

Всем известно, что сейчас читают очень мало, а поэзию – и того меньше. Почему стихи не интересуют школьников? Возможно, причина в том, что они заставляют думать, чувствовать, прислушиваться к себе, своим чувствам. Их по диагонали не прочитаешь, и метод быстрого чтения для поэзии едва ли применим. Каждое слово в стихотворении не случайно. Оно весомо, значимо. И если человек почувствует красоту, емкость, многогранность слова, то он придет к чтению поэзии.

Но как помочь ребенку открыть дверь в удивительный мир поэзии? Взять томик стихов, усадить любимое чадо за стол и заставить читать? По принципу: читай, пока не поймешь и не полюбишь. Конечно, нет.

Вниманию к слову можно учить, играя. Например, в семейном кругу или вместе с гостями, или когда пошли компанией отдохнуть в лес, можно предложить подбирать прилагательные к слову, допустим, апельсин. Какой он? И каждый по очереди подбирает слово: оранжевый, круглый, сочный, ароматный и т.д. Кто не смог придумать свой вариант – проиграл и выбывает, а игра продолжается. И так до победителя. Далее можно подбирать глаголы к этому же слову (апельсин что делает? Растет, зреет и т. д.).

Затем можно попробовать составлять рифмы (это созвучие окончаний стихотворных строк): апельсин – магазин, стол – гол и т.д.

Другое полезное развлечение – попробовать сочинять по придуманным рифмам небольшие стихи, пусть даже в две строки, для начала даже самые незамысловатые. Это старинная игра буриме. К примеру, из приведенных выше рифм:

Я забил гол,

Превратив в ворота стол.

или

Хочешь сочный апельсин?

Сбегай быстро в магазин.

А ваш вариант какой?

Можно условиться придумывать олицетворения, когда неодушевлённым предметам приписывают признаки и свойства одушевлённых: солнце смеется, нежно гладит; дождь сердится, бубнит, смывает длинными руками пыль с листвы и т.д. Кто больше придумает, тот и выиграл. Увлекательно, занимательно, весело, развивает воображение, пробуждает внимательное отношение к слову, объединяет людей.

А еще можно придумывать стихи из слов без какой-то буквы. Например, Державин написал стихотворение «Соловей» без буквы «р» (так как трели этой маленькой птички и рычащий «р» несовместимы).

А стихи без употребления какой-либо части речи? Вспомним стихотворение А.Фета о любви:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

Нет ни одного глагола! А именно эта часть речи призвана передавать движение. Логично думать, что стихотворение описывает какую-то статичную, неподвижную картину. Но читая, вы чувствуете, как ни странно, непрерывное движение.

Есть стихи, написанные одними глаголами, прилагательными, существительными. Стих только из глаголов знают все школьники. Помните, при изучении спряжения предлагают выучить рифмовку, состоящую из глаголов – исключений:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.

Попробуйте тоже. Выберите предмет, ситуацию для описания и сочиняйте!

Интересно составлять и синквейны. Что это такое? Стих, состоящий из пяти строк. Причем каждая строка состоит из определенного количества слов и несет установленное правилами содержание. Первая строка (только одно слово, местоимение или существительное, отвечает на вопрос Кто? Что?) называет предмет, о котором хотите рассказать (небо, море, компьютер, экзамен и т.д.). Вторая строка (уже два слова, прилагательное или причастие, отвечает на вопрос какой?) описывает названный в первой строке предмет. Третья строка – три глагола или деепричастия, дающие объективное представление о том, что умеет делать предмет. Четвертая строка – из четырех слов (можно до шести) – ваше личное восприятие предмета. Пятая – одно или два слова – подводим итог. Например,



Дети.

Шумные, веселые.

Бегают, играют, шалят.

Являются смыслом жизни человека.

Счастье.

С подобным заданием справится каждый. Вот отложите эту статью в сторону и попробуйте сами прямо сейчас составить такой стих. Увидите, как это легко, интересно и увлекательно.

Можно придумать разные варианты словесных игр с такими стихами. К примеру, взять какой-то готовый синквейн и внести в него свои корректировки.

Или в готовом синквейне опустить (убрать) какую-либо строку, например, первую, и попытаться самостоятельно восстановить ее.

А можно провести соревнование, кто интереснее составит рассказ, используя слова синквейна.

Или совместное придумывание сиквейна. Каждый по строчке.

И конечно читать стихи классиков. Всей семьей и порознь, вслух и про себя. Обсуждая, восхищаясь, восторгаясь.

Предложите ребенку из прочитанных стихов, к примеру, Фета, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака и других взять рифмы и попробовать сочинить самому. Что получится?

Такие творческие игры способствуют развитию образной речи, пополнению словарного запаса, приучают всматриваться, вслушиваться в слово, понимать его красоту и содержательность.

http://prouchebu.com/kak-polyubit-stikhi/ piligrim Февраль 27, 2015

Комментариев нет:

Отправить комментарий