пятница, 22 февраля 2019 г.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПО ШАРЛОТТЕ МЕЙСОН
Когда я училась в школе, мы заводили множество тетрадей. Вначале были прописи, потом тетрадь по русскому языку. В ней обычно писались бесконечные упражнения. Иногда могла нагрянуть самостоятельная работа, диктант, сочинение или изложение. Была у нас, помнится, и такая тетрадь как «развитие речи». Для меня было полной загадкой, что сие означает. Знал только учитель.

Мне как ребёнку было, конечно, невдомёк, какую цель ставят перед собой уроки русского языка. Одно мне было понятно: нужно слова писать без ошибок и правильно ставить знаки препинания. А ведь цель была больше и выше (должна была быть во всяком случае). Цель была — грамотно, ясно, красиво выразить свою мысль. И в достижении этой цели орфография, чистописание и пунктуация только винтики. Во-первых, должна быть МЫСЛЬ. Во-вторых нужно уметь её убедительно передать. И только в-третьих расставить запятые по местам. Поправьте меня, если я ошибаюсь, но к концу школы достигалось обычно только «в-третьих» и то в лучшем случае. Развитие речи проходило в целом не очень успешно.

Что же предлагает Шарлотта Мейсон для изучения языка, в частности для РАЗВИТИЯ РЕЧИ? (О правописании и грамматике я напишу отдельно.) В основе её метода лежат живые книги и пересказ. Они имеют самое непосредственное отношение к развитию речи и грамотности, не говоря уже о глубоком усвоении материала.

Письменной грамотности предшествует устная — ребёнку читают много хороших книг. Хороших — значит написанных красивым языком, богатых содержанием, благородных духом, увлекающих ум и сердце. Поместить ребёнка в среду хороших книг — значит поместить его в общество людей обладающих даром языка. Это и будут его учителя. Со временем ребёнок будет читать сам и продолжит эту традицию всё более и более самостоятельно. Спешить не нужно, но нужно быть постоянным. С шести лет ребёнок регулярно пересказывает прочитанные отрывки, которые постепенно становятся длиннее. Происходит это примерно 2-3 раза в неделю. К восьми годам ребёнок пересказывает уже целую главе (минут 7 чтения). Это и есть развитие речи. Ребёнок учит язык, вбирает его из книг, практикуется выражать свою мысль в красивых словах.

Надо сказать, развитие речи вовсе не начинается в шесть лет. Ребёнок развивает и наращивает свою речь с пелёнок. Он слушает, говорит. А потом говорит всё больше и больше, иногда слишком много. (Правда, мамы?) Ему не нужно отказывать в этой возможности. Внимание взрослого и возможность говорить в сто раз дороже элитного детского сада или айпода. Это настоящий подарок. Дети любят рассказывать, что с ними произошло в магазине или парке, что они видели, что думают. Это их первый пересказ. Не поправляйте их слишком много. Умейте слушать.

Конечно, всему есть своё место. Ребёнок должен учиться иногда и молчать. И совершенно откровенно скажу вам, что попросила мужа установить на кухне двери — с щеколдами! Потому что от моих говорильщиков иногда невозможно отгородиться и спокойно пообщаться  с мужем или гостями. Но это уже к методу не относится!

Что же, дети в это время совсем не пишут? Нет, почему же, пишут, но не пишут самостоятельных сочинений. В основном, отработав прописи, дети аккуратно переписывают в тетрадь стихи, отрывки из Библии, красивую прозу. Слова, написанные с ошибками, выписываются на отдельную страницу или в отдельную тетрадь для запоминания. Параллельно, по ходу изучаются винтики и болтики языковой машины — правописание (spelling) и грамматика (grammar). Они никогда не занимают центральное место в развитии речи. Формальной грамматики ребёнок получает самый минимум. Пользы же от пересказа и переписываний намного больше, чем от упражнений, где нужно вставить слово, подчеркнуть или ответить на вопрос.

Устный пересказ продолжается до десятилетнего возраста, после чего к устному пересказу добавится письменный. Это, конечно, не сочинение, а скорее изложение, но это не помеха. Шарлотта Мейсон не советует на этом этапе перебивать ребёнка замечаниями по орфографии и пунктуации. Важнее поток мысли и завершённость предложений. Не гасите детского энтузиазма! Первый набросок всё равно будет черновой. Потом можно, прочитав пересказ, совместно его пересмотреть и исправить ошибки. Что-то ребёнок вспомнит из выученных правил, что-то — благодаря зрительной памяти, что-то можно ему подсказать. (В четвёртом классе вводятся короткие уроки грамматики.)

Несколько лет в обществе лучших писателей и практика пересказа неформально научат ребёнка хорошей грамматике, структуре предложений и грамотному словоупотреблению. Словарный запас также будет богатым и ярким.
Для начала четвероклассник может диктовать свои пересказы маме и потом их переписывать (копировать).

В письменных пересказах следует обратить внимание на следующее:
* Каждое предложение должно быть законченным.
* Мысли должны логично следовать одна за другой без прыжков.
* Предложения должны быть разными по длине и форме (не начинаться с одного и того же слова).
* Предложения должны включать описательные слова (прилагательные, наречия).

Эти требования можно написать на первой страницу тетради для письма.
Первое полугодие или весь четвёртый класс ребёнок должен писать, как умеет, без особых инструкций относительно структуры. Замечания и исправления со стороны взрослого должны быть минимальными. После этого можно ввести простой курс для письменных работ, который бы выровнял все шероховатости.

О чём писать и что переписывать?
В методике Шарлотты Мейсон письмо и пересказ не идут отдельными предметами. Они всегда привязаны к изучаемому материалу. Это может быть пересказ литературного произведения, книги о природе, истории и т.п. Уровень их должен быть достаточно простым для ребёнка.

Не беспокойтесь, что ребёнок не выработает свой стиль. Большую часть времени он будет копировать чужой стиль — но великолепный! Переходя от автора к автору, он будет учиться всё новому и новому, пока не выработает что-то своё. Я и сама замечала, как погрузившись в книгу с каким-то выразительным стилем, особенно другой эпохи, невольно начинала и сама так говорить.

- https://halfadozenblog.wordpress.com/.../
Художник: Гарольд Андерсон

Комментариев нет:

Отправить комментарий