понедельник, 11 февраля 2019 г.

Главные постулаты подхода Шарлотты Мэйсон.

Если вы ничего не слышали о Шарлотте Мейсон, в этом нет ничего удивительного. Ее книги еще не издают на русском языке, но, думаем, что скоро начнут, ведь интерес к семейному обучению растет с каждым годом, а методы Шарлотты Мейсон прежде всего применяют родители, которые сами занимаются образованием своих детей.

Шарлотта Мейсон (1842-1923 гг) была британским очень прогрессивным для своего времени педагогом, и ее вклад в образование маленьких англичан трудно переоценить. Она улучшила качество обучения и убедила педагогов относиться к детям с уважением, верить в их способности, данные от природы. Шарлотта говорила, что родители - лучшие учителя своим детям, им только нужно помочь разобраться в принципах обучения детей, и они справятся не хуже профессиональных педагогов.

Один из девизов философии Мейсон такой: «Образование - это атмосфера, это дисциплина, это жизнь». Под «атмосферой» имеется в виду окружение, в котором растет ребенок, все то, что он поглощает из домашней среды. Шарлотта считала, что идеи, принципы, мировоззрение, которых придерживаются родители, составляют целую треть обучения детей. Еще одну треть составляют хорошие привычки, и их можно культивировать с помощью дисциплины. И, наконец, «жизнь» это знания, которые должны преподноситься детям не как сухие факты из учебников, а как мысли, идеи и образы. На этих трех китах и выстроена система обучения Шарлотты Мейсон, и ее методы применимы к преподаванию всех школьных предметов.

Какие же это методы? Их довольно много, приведем сейчас в пример только основные.

«Живые книги». Живые книги это не учебники, не энциклопедии, не какие-то другие напичканные сухими фактами книги. Конечно, среди учебников тоже можно найти «живые», но это редкое явление. Живые книги это, как правило, художественная или научно-популярная литература, написанная автором, который хорошо разбирается в своей теме, любит свою тему и умеет увлекательно и интересно о ней рассказать. Живые книги учат, будят воображение, их образы запоминаются ребенком на всю жизнь. Вы точно читали такие книги в своем детстве, и они наверняка есть у ваших детей. Например, «Физика для малышей» Леонида Сикорука, или «Тайны нашего Солнышка» Ефрема Левитана, или «Три дня в Карликании» Владимира Левшина.

«Пересказ». Пересказ у Мейсон это не форма экзамена. Это метод развития речи, памяти, мышления. Пересказ помогает тренировать внимание, умение анализировать и выбирать из текста главное, умение соединить новую информацию с уже известной и дополнить, если нужно, своими рассуждениями. Форма пересказа не важна, она может быть устной или письменной. Важно, что пересказывая услышанное или прочитанное своими словами, ребенок лучше закрепляет полученную информацию. Поэтому не требуйте точного пересказа, просто слушайте и делайте выводы.

«Диктанты и чистописание на основе живых книг». Мейсон придерживалась практики закреплять письмо и грамматику на отрывках из живых книг. В форме ли диктанта, изложения или списывания - главное, чтобы текст не отнимал своей бессмысленностью драгоценное время, а передавал новые знания или мудрые мысли. Затем текст разбирается орфографически, синтаксически и морфологически.

«Обучение на природе». Мейсон ратовала за то, чтобы дети как можно больше времени проводили в общении с природой. Если есть возможность проводить уроки на свежем воздухе - ею нужно пользоваться как можно чаще. Те же диктанты прекрасно пишутся в саду при хорошей погоде. А изучать растения, насекомых или звезды просто невозможно без прямого наблюдения за ними!

«Воспитание привычек». Научные исследования мозга, которые проводились во времена Мейсон, убеждали ее в том, что все полезные привычки, такие как пунктуальность, аккуратность, правдивость и другие, можно привить целенаправленным повторением в течение определенного времени до полного закрепления алгоритма в подсознательных структурах головного мозга.

«Короткие уроки». Дети младшего возраста не приспособлены к длительной концентрации внимания. Двадцать минут - это максимум, который может выдержать младшеклассник без потери интереса и качества понимания. Поэтому уроки, по мнению Мейсон, должны быть короткими, неутомительными, не более 20 минут для малышей, для старших - побольше, но тут уже более индивидуальный подход.

«Творческое воспитание». Музыкальному, поэтическому и художественному искусству в системе Мейсон уделяется большое внимание, к ним воспитывается настоящее уважение. Дети знакомятся с творчеством великих художников, музыкантов и поэтов, пропуская их произведения через себя, делясь своими мыслями о них, а не транслируя только чужие, пусть и хрестоматийные мнения. В парадигму творческого воспитания входит и рукоделие. Детей учат работать с разными материалами: кожей, глиной, деревом, бисером и т.д. Причем акценты ставятся на качестве выполнения изделий, а не на скорости.

https://zen.yandex.ru/detidoma

Комментариев нет:

Отправить комментарий