вторник, 5 февраля 2013 г.

Процесс или результат?

Здравствуйте.

Сегодня я хочу поговорить вот о чем:
Что важнее процесс или результат?

Как хочется что бы у ребенка все получалось и желательно с первого раза. Часто бывает именно так и как же мы радуемся, а если нет?
Если нет, то лично  я, до сих пор иногда начинаю закипать. И  по правде сказать были случаи когда я кричала на свою старшую дочь. Лет до 5 ти у меня хватало ума этого не делать, но когда дело дошло до целенаправленного освоения наук, меня словно подменили. Мне стал важен РЕЗУЛЬТАТ и СКОРОСТЬ его получения.  Я понимала что во мне говорил  перфекционизм и желание доказать родителям, а главное свекрови, что я хорошая мама и у меня способная дочь. Тем более, что в школе я должна была учиться только на 5ки, 4 ки были нежелательны, а 3ки рассматривались как преступление и  строго осуждались а порой и наказывались. Частенько я боялась даже говорить о своих неудачах родителям. Меня стыдили что я могу, но не хочу. Но помогло это не надолго  в старших классах я просто перестала стараться, как мне и говорили родители -я стала неосознанно соответствовать их ожиданиям. Но сих пор во мне живет чувство, что я недостаточно стараюсь и я недостаточна хорошая мать, дочь, жена и вообще человек...что я могла бы лучше, если бы хорошо старалась;)
 Но мои родители воспитывали меня как умели и делали все из лучших побуждений.
Тогда я думала, что никогда не буду так говорить своим детям, не буду на них кричать. Надо отдать должное моим родителям, что дело никогда не доходило до физического наказания, как это было у некоторых моих друзей.

Однажды я в момент моего негодования я как будто увидела ситуацию со стороны. Я посмотрела в ее глаза  и с ужасом подумала:
-Неужели результат наших занятий, одобрение близких и возможность похвастаться для меня важнее отношений с ребенком?
- Чем я отличаюсь в этот момент от истеричной училки, какие наверное встречались каждому из нас?
- Как видит меня мой ребенок в данный момент и что она думает о себе и обо мне?
-Захочет ли она еще что нибудь делать и захочет ли делать это вместе со мной?

В итоге я поняла, а точнее приняла, что:
-  все мы разные и крайне необходимо принимать детей таких какой он есть, а не сравнивать с собой.  Все же это не моя копия.
- Развивать нужно больше то, что у них хорошо получается, а не ждать супер результата по всем областям. Это не значит, что нужно забить на то, что не получается и где ребенок ленится.Просто не нужно путать лень и отсутствие склонностей.
Как и не стоит заранее клеить ярлыки - у тебя нет способностей, особенно если у ребенка есть интерес к чему то.
И если это касается увлечений, то лучше получать удовольствие и иметь средний результат, чем добиваться поставленной родителями цели через отвращение. - Теперь я расслабилась по поводу хореографии, она не Майя Плисецкая, но сколько удовольствия!
В учебе я думаю так же, нужно чутко следить за тем где действительно  3ка это самый лучший результат, даже при всем старании ребенка.А где стоит более понятно и спокойно объяснить.
В связи с этим я  лучше больше времени уделить тому что интересно и к чему есть способности и стать в этом лучшим, чем тратить время и энергию в борьбе с ненавистной математикой например, как это было у меня. 

Потому, что научиться получать удовольствия от процесса, развить таланты и сохранить страсть к познанию мира, понимая, что ты имеешь полное право не быть первым  во всем и при этом совершенно спокойным, довольным и реализованным - это ли не счастье которое я хочу для своих детей?

Комментариев нет:

Отправить комментарий