суббота, 2 февраля 2013 г.

Игрушечный кризис

Игрушечный кризис
Источник: http://www.russian-bazaar.com
(Русский Базар №29(691) 16 - 22 июля, 2009)
Дети и тинейджеры резко теряют интерес к игрушкам и развивающим играм. К такому неожиданному выводу пришли исследователи Американской ассоциации игрушек (Tоy Industry Assосiation - TIA) и эксперты Комиссии по защите потребителей (Consumer Product Safety Commission - CPSC).
«Как это парадоксально ни звучит, но причина происходящего заключается в изобилии товаров на современном рынке игрушек, - комментирует ситуацию психолог Бернард Смитсон. – Среднестатистический пятилетний ребёнок, живущий в США, имеет свыше трёхсот наименований игрушек. Он не успевает изучить, полюбить и понять вещь, призванную развивать интеллект и абстрактное мышление...»
За последние двенадцать месяцев производители детских вещей выбросили на американский рынок свыше миллиона наименований игрушек. Погоня за бешеной прибылью привела к тому, что даже дети устали от кукол, солдатиков, роботов, зверюшек и всевозможных супергероев, заполонивших прилавки супермаркетов.
Исследователи всерьёз опасаются, что «игрушечное изобилие» может негативно повлиять на ценности целого поколения. «Почти 87% детей в возрасте от четырёх до десяти лет не могут назвать свою любимую игрушку, - продолжает Смитсон. – Окружающий мир стал для них настолько однообразным и предсказуемым, что они не могут отличить главное от второстепенного...»
Профессора Калифорнийского университета пришли к выводу, что половина детей не испытывает никаких бурных эмоций, когда проводит время наедине с  игрушками.  «Такие  чувства   и   эмоции, как восторг, любовь, благодарность и преданность, испытывало не одно поколение американцев, игравшее в детстве с куклами и солдатиками, - рассказывает исследователь Лиза Полсон. – Практически каждый человек старше 50 – 60 лет назовёт хотя бы одну любимую игрушку из своего детства. Однако современным детям достаточно всего несколько часов, чтобы раз и навсегда забыть о подаренной игрушке...» Любопытно, что возвраты в магазины настольных игр увеличились за последние годы почти в сорок раз. Это объясняется тем, что дети не хотят тратить время на внимательное прочтение инструкции и изучение правил игры. «Сегодня очень трудно заставить ребёнка провести хотя бы полчаса за одной настольной игрой, - говорит Джон Санчес, бывший разработчик корпорации Hasbro. – Ещё труднее – увлечь подростка, чтобы игра стала его хобби и любимым времяпрепровождением...»
Действительно... Времена, когда миллионы жителей засиживались за «Монополией» (популярная в Америке настольная игра), безвозвратно прошли. За последнее десятилетие не появилось ни одного «настольного бестселлера», который можно было бы назвать культовым среди подрастающего поколения.
Снижение детского интереса к игрушкам отмечают и сами родители. «Всё своё детство я провёл с одним - единственным конструктором, ставшим моей любимой вещью, - вспоминает 52-летний Норман Джексон. – Я собирал сотни маленьких деталей, склеивал, разукрашивал. Моя фантазия придавала конструктору дополнительные свойства и предназначения. Это был целый мир в одной маленькой коробке. Сегодня мои дети воспринимают игрушки точно так же, как я воспринимаю столовую вилку или ложку. Они просто существуют, и ничего необычного в них нет...»
«Когда я попросила своего шестилетнего сына рассказать о подаренном ему солдатике, он ответил, что это всего лишь кусок пластмассы, - возмущается 30-летняя Лори Сингер. – Он может взять его на несколько минут в день, покрутить солдатику руки и ноги, а потом кинуть его обратно в шкаф...»
«Честно говоря, мне немного обидно, когда дети ломают дорогую игрушку, а потом об этом нисколько не жалеют, - признаётся 46-летний Том Дергс. – Я в их возрасте мог часами плакать над сломанной вещью. В конце концов, это научило меня аккуратности и бережливости. Теперь меня очень настораживает равнодушие современных  детей к игрушкам...»
Возможно, многие читатели скажут, что главный метод «перевоспитания» равнодушных к игрушкам детей – резкое ограничение на эти самые игрушки. Мол, обладание одним солдатиком или куклой принесёт гораздо больше пользы, чем обладание множеством. Эту теорию, однако, развеяли работники Американской психологической ситуации (Americаn Psychоlogical Associatiоn - APA). «Порядка миллиона детей страдают комплексом неполноценности в связи с родительским ограничением на те или иные виды игрушек, - замечает профессор Ральф Хеммингс. – Этого комплекса можно было бы избежать, если бы ребёнок жил в социуме, где его ровесники находятся в аналогичном положении...»
Грубо говоря, «игрушечный аскетизм» благоприятен для бедных стран, где все дети находятся в одинаковом положении. Однако в Соединённых Штатах, где ребёнок постоянно сталкивается с изобилием (например, в магазинах, школах, гостях), он рано или поздно начинает чувствовать себя изгоем. Иногда это приводит к ужасным последствиям. В Коннектикуте семилетний мальчик ткнул  своего товарища ножом. Причина – накануне трагедии пострадавшему подарили конструктор с супергероями комиксов...
«На мой взгляд, игрушечная индустрия зашла в тупик, - продолжает Джон Санчес. – Зайдите сегодня в «Toys “R” Us», «The Lego Store» или «FAO Schwartz» (популярные магазины игрушек. – Прим. авт.) и внимательно понаблюдайте за лицами детей. Вы увидите минимум заинтересованности и минимум восхищения. За последние два десятилетия мы превратили игрушечную индустрию в нечто обыденное, однообразное и очень доступное...» Не лишним будет сказать, что на игрушечном рынке Соединённых Штатов наблюдается катастрофический дефицит свежих идей. Почти 99% новой продукции легендарной корпорации Hasbro – это похороненные несколько десятилетий назад куклы, солдатики, автомобили и конструкторы. Типичный пример – Человек-паук (Spider-Man). Впервые он был создан в 1962 году художниками компании Marvel Comics. С тех пор производители игрушек возрождают супергероя каждые 8 – 10 лет.
«Игрушки – это, пожалуй, единственная отрасль, которая стоит на месте, - считает 83-летний Питер Аурелиус, бывший разработчик супергероев. – Корпорации эксплуатируют старые образы и боятся выбросить на рынок что-нибудь новое и необычное. Когда я посмотрел на игрушки своего внука, то на моих глазах появились слёзы. В моей тряпичной кукле, изготовленной в 1930-е годы, было гораздо больше жизни...»
Между тем специалисты Научного центра народных исследований (Сеntеr fоr Sciеnce in thе Public Intеrest – CSРI) заметили одну интересную деталь. За последние сорок лет резко уменьшилось количество так называемых «эмоциональных игрушек». Производители практически перестали уделять внимание эмоциям на лице кукол, солдатиков и зверюшек. «Внимательно присмотритесь к игрушкам, в которые играют восьмилетние мальчики, - советует профессор Томас Макнамара. – Лица супергероев либо скрыты масками и шлемами, либо очень плохо прорисованы. Они не выражают ни доброты, ни храбрости, ни злости. На мой взгляд, это верный симптом упадка всей игрушечной индустрии...»
К словам Макнамары остаётся только добавить, что от 80% до 90% американских игрушек производится в Китае. А жители Поднебесной уделяют качеству «изделий для детей» не больше внимания, чем товарам для магазинов 99 Cents. По данным ФБР до трети всех китайских игрушек вообще не проходят специальных проверок в США. Отсюда  тысячи случаев отравлений вредными красками и детских психических расстройств по всей стране.
Напоследок остаётся сказать, что 2009 год, по мнению «аналитиков игрушечного рынка», может стать самым прибыльным в американской истории. Экономический кризис крупным корпорациям не помеха, поэтому основное внимание они сосредоточат на гигантских прибылях. О качестве и «интеллектуальной ценности» игрушек нам же остаётся только мечтать...
Евгений Новицкий



Комментариев нет:

Отправить комментарий