вторник, 26 марта 2013 г.

ПЕРВАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА – МАМА

Восьмилетний Марк Соловьев, как и большинство детей его возраста, сегодня учится во втором классе. Но южно-сахалинскую школу № 3, в одном из классов которой он числится, мальчик посетил лишь несколько раз и ненадолго – чтобы пройти аттестацию по итогам очередного полугодия. К слову, оценки получал отличные. А первой его учительницей стала мама. В беседе с Ириной Соловьевой я попыталась выяснить основные особенности такой формы обучения, как экстернат.
Наверное, многие слышали о ней, но мало кому пришло в голову применить ее на практике. Хотя теоретически право определять, в какой форме будет обучаться его ребенок, есть у каждого родителя.
– Мы просто записались в школу, представив обычный набор документов и заявление о выборе формы обучения, – пояснила Ирина.
Правда, прежде чем сделать этот выбор, пришлось основательно подумать и взвесить все за и против. Готовы ли к этому вы сами и ваш ребенок? Ведь в этом случае ответственность за качество образования полностью ложится на вас.
– Большой плюс такой формы обучения в том, что у нас появляется возможность самим выбирать программу, – вспоминает мама юного экстерна. – Нам с самого начала понравилась программа «Школа-2100», и учебники мы покупали сами.
Но если выбрать программу, по которой работает школа, то учебники можно получить там. Кроме того, родители вправе рассчитывать на помощь методической литературы.
– Занятия с ребенком провожу я, но Марк очень много занимается самостоятельно, – рассказала Ирина.
Как правило, до обеда мальчик выполняет задания по различным предметам, которые дает ему мама. И делает это в том темпе и последовательности, какие удобны ему. Он может начать с математики, затем перейти к выполнению упражнений по русскому языку, потом вновь вернуться к математическим задачам. Длительность самостоятельных уроков чтения и окружающего мира Марк также устанавливает сам.
А после обеда они совместно с мамой решают чем заняться дальше. Обычно вместе идут гулять или на какие-то занятия. А вечером, после ужина, посвящают час-другой разбору новых тем по предметам.
– Мы занимаемся по плану, не опережающими темпами. Я склоняюсь к тому, что все должно естественно происходить, – поясняет свою позицию Ирина Соловьева.
К слову, по образованию она учитель истории. И для того, чтобы преподать сыну предметы начальной школы, приходится немало посидеть, обложившись методичками и учебниками. Трудно? Наверное. Но, как признается Ирина, еще и очень интересно. Она сама старается максимально вникнуть в каждую тему. И ребенок, видя интерес матери, учится с удовольствием.
Ирина увлеченно рассказывает об успехах сына, который довольно рано научился читать. Наверное, поэтому уже сегодня можно отметить интересный стиль его сочинений по русскому языку. Правда, избежать грамматических ошибок пока не удается.
А еще мальчик проявляет огромный интерес к биологии, животным и постоянно пополняет свой запас знаний в этой области. Мама без всякого смущения признается, что в некоторых вопросах этой науки Марк разбирается гораздо лучше нее.
– Думаю, что процент усвоения материала у него выше, чем у среднего школьника, – считает Ирина. – Если я вижу, что сын что-то недопонял, мы всегда дополнительно разбираем эту тему. Обычно у учителя нет возможности подробно разъяснить все каждому ребенку, а у нас есть. Впрочем, такая возможность есть у каждого родителя, независимо от того, в какой форме обучается его ребенок.

ПОЧЕМУ НЕ КАК ВСЕ?


Идея выбрать для ребенка необщепринятую форму обучения возникла в семье Соловьевых вовсе не из желания выделиться или показать свое негативное отношение к школе вообще. Ирина призналась, что, когда сама училась в школе, у нее были прекрасные учителя и воспоминания об этой поре сохранились очень теплые. Да и учительница, в классе которой сегодня числится Марк, произвела очень хорошее впечатление.
Причина, побудившая Ирину Соловьеву самостоятельно заняться обучением ребенка, как мне показалось, кроется чуть глубже уровня обычной логики. Когда Марк ходил в подготовительную группу детского сада, он не проявлял особого стремления стать школьником, какое бывает у многих детей. А несколько раз даже заявил, что не пойдет в школу. При этом любил и любит учиться.
– Можно назвать его домашним ребенком, и я не вижу в этом сочетании ничего плохого, хотя часто его произносят с негативным оттенком. Не могу назвать своего сына отшельником, но он явно не экстраверт. Ему всегда было очень комфортно дома. И в какой-то момент я почувствовала, что если поведу ребенка в школу, то это будет какое-то насилие, – пояснила свою позицию Ирина.
Стоит сказать, что семья Соловьевых из тех счастливых семей, в которых родители и ребенок много времени проводят вместе. Одна из причин, по которой для Марка была выбрана такая форма обучения, – стремление сохранить этот теплый контакт.
– Хочется верить, что это сыграет решающую роль в наших будущих отношениях, когда ребенок вырастет, – говорит моя собеседница. – Многие родители жалуются, что у них нет душевной связи с детьми. И я думаю, что она могла быть потеряна, когда ребенок нуждался в общении и поддержке родителей и не получал их.
Наверное, каждому ребенку для сохранения душевного комфорта необходима какая-то обязательная доза родительского внимания. Для всех она разная.

А КАК ЖЕ КОЛЛЕКТИВ?


Многие упирают на то, что для ребенка с определенного возраста важно нахождение в коллективе сверстников. Супруги Соловьевы нередко слышат вопросы об этом и даже обвинения: вы лишаете ребенка возможности общаться. Но трудно не согласиться с их доводами о том, что школьный коллектив формируется искусственно и довольно жестко, потому и отношения в нем не всегда складываются гармонично. Многое зависит от учителя и его умения сплотить этот коллектив. Не каждому это по силам, а потому и отношения между детьми нередко строятся по законам животного мира: лидирующее положение занимают более крупные и громкие дети, а бывает, и более агрессивные.
– Марк достаточно спокойный, без признаков лидера. Он не любит конфликтов и привык уступать. Пока не заметно, чтобы у него была потребность быть в центре внимания, – охарактеризовала своего сына Ирина Соловьева.
Она уверена, что общение должно быть ребенку в радость, а если каждый день хочешь не хочешь ты вынужден общаться, это уже перебор. Впрочем, у Марка есть множество возможностей почувствовать вкус общения как со сверстниками, так и с детьми младше и старше него по возрасту. Это не только самостоятельные (под присмотром из окна родителей) прогулки во дворе, но и посещение три раза в неделю секции айкидо и два раза – художественной школы. Дополнительные занятия – своего рода замена школьных уроков физкультуры и рисования. На мой взгляд, очень неплохая. А если еще учесть, что ребенок вместе с родителями совершает пешие и лыжные прогулки, регулярно бывает в бассейне, то таким урокам физкультуры можно только позавидовать.
Ирина призналась, что, когда только начала осваивать такую форму обучения, у нее было много сомнений, но затем пришло умиротворение.
– Нам очень комфортно, мы чувствуем, что сейчас находимся в гармонии друг с другом и с окружающими, – так она определила состояние своей семьи.
Наверное, ради этого стоило отступить от стереотипов.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Татьяна Захарова, начальник отдела общего, дошкольного и специального (коррекционного) образования министерства образования Сахалинской области:

– К такой форме обучения, как экстернат, я отношусь очень хорошо. Правда, в нашем регионе его используют в основном юноши и девушки, которые по разным причинам не смогли получить среднее полное общее образование. Изредка встречаются случаи, когда способные ребята экстерном переходят из четвертого в шестой класс, из пятого – в седьмой. Для детей способных, с развитым интеллектом и большим объемом накопленных знаний такая возможность очень важна. Иногда необходимо перескочить через класс, чтобы не заскучать, не потерять мотивацию к учебе. Но при этом возникает и ряд сопутствующих социальных проблем. Ведь в этом случае ребенок попадает в класс, где учатся более старшие дети, и неизвестно, как между ними сложатся отношения.
В центральных регионах России достаточно распространены случаи, когда на обучение экстерном переходят старшеклассники, не имеющие проблем с учебой. Как правило, это целеустремленные ребята, у которых есть желание проявить себя в какой-то определенной сфере: политике, спорте, архитектуре. Экстернат им нужен для того, чтобы углубиться в изучение определенных предметов, остальные осваивая на минимальном уровне.
Это очень интересная форма обучения. Мы знаем много известных людей, которые заканчивали школу экстерном. Такая форма обучения высвобождает время для развития творческого, личностного.
Домашнее обучение прекрасно тем, что ребенок получает больше внимания и заботы от родителей. Но экстернат с первого класса, по-моему, немного сужает горизонты для ребенка. Общение со сверстниками и школьными педагогами – это момент, который тоже очень многое дает для развития человека. Даже если родители водят ребенка на дополнительные занятия, там дети объединены общими интересами. А в школе разнородный коллектив, и ребенок учится общаться с детьми, имеющими разные интересы, из разных социальных групп. Мне кажется, с точки зрения психологии это очень важно. В младшем возрасте экстернат – это в основном выбор родителей, а не ребенка. Им кажется, что так лучше. Но как на самом деле – однозначно сказать трудно.
 
Автор: Евгения Шерешевская
 
Опубликовано: 22.02.2012 18:06 Автор: Евгения Шерешевская   

Комментариев нет:

Отправить комментарий